печатать
РассказОтПервогоЛица | Скрытый коллектив реформирует ливанское медиапространств

Скрытый Мегафон @ Личный архив

Они предпочитают оставаться анонимными. Группа друзей, которые решили объединится, чтобы бросить вызов существующему медиапространству в Ливане. Познакомьтесь с Мегафоном, "скрытым коллективом", целью которого является создание условий для нового дискурса, бросающего вызов действующей политической и социально-экономической системе.

Двигаясь против течения 

Ситуация со средствами массовой информации в Ливане выглядит довольно мрачно. Работа большого количества ливанских СМИ не приводит в результате к плюрализму мнений, поскольку большинство информационных агентств связаны с политическими или религиозными силами. Журналисты не только подвергаются сильному давлению и цензуре, но и часто сталкиваются с реальными угрозами и запугиванием.

Такой статус-кво был неприемлем для группы молодых активистов. Занимаясь различными формами гражданской деятельности на местах, они все больше разочаровались, так как публичного дискурса, который бы утверждал  позицию их поколения, не существовало.

Джамал и Джин, двое из основателей Мегафона, не хотят показаться банальными, говоря о факторах своей мотивации - "потребности" и "обязательстве" стремиться к изменениям.

"Мы заметили, что разговариваем на разных языках с ведущими средствами массовой информации, что наши истории так и остались нерассказанными. У нас не было возможности сказать то, что хотели, рассказать о наших проблемах и ​​выразить свое мнение. Поэтому мы решили начать рассказывать истории с нашей точки зрения", - говорит Джамал.

"Мы чувствовали себя отчужденными", - добавляет Джин. "Большинство вопросов прав человека и другие контроверсионные темы тщательно избегались средствами массовой информации и даже некоторыми коллективами гражданского общества. Все они боялись освещать вопросы, которые могли бы привести к потере популярности – это вопросы прав сирийских и палестинских беженцев, домашних работников-мигрантов и ЛГБТ-людей".

Говоря о гранте ЕФД, который внес свой вклад в запуск Мегафона, Джамал заявляет: "Нас очень привлекает то, что вы дали нам гибкость и поддержку, нам не нужно было постоянно рекламировать вас - здесь вы можете  меня процитировать".

Все члены коллектива - хорошие друзья и добровольцы. Джамал, творческий дух в основе этой инициативы, работает графическим дизайнером на полную ставку. Джин является занимается организацией кампаний в известной МНПО. Вся команда сохранила свои рабочие места и собирается вне рабочего времени для того, чтобы поработать над Мегафоном.

Подпитываясь активным личным участием и энтузиазмом, их борьба за более прогрессивную реальность также отражает дилемму, с которой столкнулось послевоенное поколение Ливана: "Я обеспокоена ситуацией в этой стране и не могу оставаться бездействующей, пока здесь живу" - прямо говорит Джин.

Выделяясь из толпы

Мегафон - это онлайн-канал, который анализирует, комментирует и объясняет местные новости. Таким образом он способствует развитию критической и профессиональной журналистики, основанной на фактах. Броские цвета, снэп-видео и наводящие на размышления комментарии, затрагивающие противоречивые проблемы, выделяют их среди других.

Этот новаторский подход стал реакцией на устаревшие местные СМИ. Хоть ливанское население использует многие инновационные цифровые средства массовой информации, освещающие международные новости, в Ливане до сих пор не существовало аналогов такому проекту. "Мы чувствовали, что можем предложить эффективное дополнение, создавая информационные видео и видео, нацеленные на наше поколение", - объясняют Джин и Джамал.

Используя Facebook, Twitter, YouTube и Instagram, они признают тот факт, что их контент предназначен главным образом для более молодой аудитории. Но, возможно, это также способ обратиться к старшему поколению, поскольку активная молодежь переносит живые дискуссии за семейный стол. Форматы социальных медиа также служат идеальным местом для обзора новостей и подготовки кратких резюме, предназначенных для тех, кому не интересно читать более сложные статьи.

Члены команды Мегафона утверждают, что обществу нужны более глубоко продуманные и взвешенные политические альтернативы, которые могли бы свободно продвигаться средствами массовой информации. Молодое СМИ получило всеобщее признание за освещение выборов в 2018 году, предоставив голос альтернативным политикам, которые не получили такой возможности на основных каналах. "Дошло до того, что кандидаты сами звонили нам и просили провести с ними интервью; на что мы отвечали: "А вы уверены, что хотите ответить на вопросы о наиболее контроверсионных вопросах Ливана?", - смеется Джин.

Но их освещение событий в преддверии выборов вышло далеко за рамки политики. В тот день, когда граждане Ливана пошли на избирательные участки, члены коллектива вышли на улицы, чтобы спросить у людей, почему они голосуют либо не голосуют. "Это еще не все", - объясняет Джамал. "Мы также пытаемся понять, как живет страна за пределами столицы, как думают люди и как принимают решения".

Миссия выполнима

Мегафон успешно совмещает функции  активизма и журналистики. "У нас есть своя программа", - признают они. "Наша программа действий – это поощрение равенства прав, социальной справедливости и гражданских свобод как для граждан, так и для лиц, не являющихся гражданами Ливана, а также привлечение к ответственности".

Стратегия Джин состоит в том, чтобы перейти от общества, которое только признает разные культы, к обществу, которое уважает людей и верит в равные права для всех: "Что средства массовой информации могут сделать для достижения этой цели, так это сформировать новый дискурс и инициировать более широкие обсуждения", - отмечает она.

У них, как у группы, мотивация изменить доминирующий дискурс остается высокой. Они единодушно соглашаются, что охотнее будут заниматься этим, чем чем-либо другим. Их план на будущее - развивать Мегафон.

Джамал признает, что первоначальный успех Мегафона был несколько преобладающим. Что касается следующих шагов, самой большой проблемой является создание бизнес-модели на пути к устойчивости. Они убеждены, что уникальное для страны сочетание исследовательского и творческого подходов позволит им это сделать.

 Несмотря на все препятствия в ситуации ограничения возможностей, когда все журналисты запуганы, они же, наоборот, полны решимости идти вперед и бороться за идеалы, в которые верят.

"Это наш механизм решения проблем - мы сопротивляемся реальности, которая нас не устраивает, создавая свою собственную".

Автор: Joanna Nahorska

Отказ от ответственности: Эта статья отражает мнения грантополучателя, которое необязательно совпадает с официальной позицией Европейского фонда за демократию (ЕФД).

БОЛЬШЕ: Описание инициативы

Print
FirstPersonStory | A Hidden Collective Revolutionising the Lebanese Media Landscape
Megaphone @ Own archive

 

They choose to stay anonymous. A group of friends who have decided to get together to challenge the existing media landscape in Lebanon. Meet Megaphone, a “hidden collective” whose mission is to create space for a new discourse that defies the surrounding political and socioeconomic system.

Going against the current

The picture of the media environment in Lebanon is painted in rather gloomy colours. A wide range of Lebanese media does not translate into a greater plurality of opinions, as most outlets are linked to political or sectarian actors. Journalists are not only exposed to immense pressure and censorship, but also worryingly often face actual threats and intimidation.

This status quo was not acceptable for a group of young activists. Engaged in various forms of civic action on the ground, they had been growing increasingly frustrated, as public discourse resounding the voice of their generation was nowhere to be found.

Jamal and Jean, two of Megaphone’s co-founders, do not want to sound cheesy when referring to their motivation - “need” and “obligation” to strive for change.

“We noticed that mainstream media didn’t speak our language, that our narratives remained untold. There was no space where we could say what we wanted to say, speak about our worries and express our values. So we decided to tell the stories from our point of view,” says Jamal.

“We felt alienated,” adds Jean. “Most of the human rights issues and other polarising topics were being carefully avoided by mainstream media, and even some established civil society collectives. They were all afraid to go to places that might make them lose their popularity, such as the rights of Syrian and Palestinian refugees, migrant domestic workers or LGBTQ people.”

Talking about the EED grant that contributed to the launch of Megaphone, Jamal states, “We love the fact that you gave us loads of flexibility and support, we didn’t need to promote you all the time – you can quote me on this.”

All of the collective’s members are good friends and volunteers. Jamal, the creative spirit behind the initiative, is a full-time graphic designer. Jean works as a campaigner for a prominent INGO. The entire team has kept their daily jobs and gathers outside the office hours to work on Megaphone.

Fuelled by a lot of personal involvement and passion, their struggle for a more progressive reality also mirrors the dilemma faced by Lebanon’s post-war generation: “I feel concerned by this country and I cannot remain inactive as long as I’m living here,” Jean states bluntly.

Standing out from the crowd

Megaphone is an online media channel that analyses, comments on and explains local news. It promotes critical, professional and fact-based journalism. The flashy colours, snap videos and thought-provoking commentary touching upon controversial issues make it stand out among the crowd.

This innovative approach was a response to the obsoleteness of the local media landscape. While the Lebanese population consumes a lot of innovative digital media covering international news, there was no equivalent available in Lebanon. “We felt we might offer a good addition by producing informative videos and visuals that speak to the generation we are from,” explains the duo.

Using Facebook, Twitter, YouTube and Instagram, they admit their product appeals mostly to a younger audience. But arguably it is a way to speak to older generations too, as engaged youth bring vivid discussions back to their family tables. Social media formats also serve as the perfect place to digest the news and produce brief summaries, targeting those who lack interest in consuming more elaborate articles.

The Megaphoners claim that audiences need more nuanced and informed political alternatives, which media should be able to promote freely. The young outlet was widely praised for their 2018 elections coverage, providing space for alternative politicians who were not granted a single spot in the mainstream channels. “It went as far as the candidates calling us and asking for an interview; and we were like, 'Are you sure you wanna answer questions on Lebanon’s most polarising issues?!,'” laughs Jean.

But their coverage around elections went far beyond politics. The day Lebanon went to the polls, the collective hit the road to ask people why they (don’t) vote. “There is more to the story,” explains Jamal. “We are also trying to understand the country beyond its capital city, how people think and how they make decisions.”

Mission possible

Megaphone successfully wears a double hat of activism and journalism. “We have an agenda,” they admit. “Our agenda is promoting equality of rights, social justice and civil liberties for both citizens and non-citizens in Lebanon, and holding the establishment accountable.”

Jean’s vision is to move from a society that only acknowledges sects to a society that respects individuals and believes in everyone’s equal rights: “What media can do towards this goal is to anchor a new discourse and trigger a wider debate,” he points out.

As a group, their motivation to change the dominant discourse remains high. They unanimously agree they would rather be doing this than anything else – their plan for the future is to do Megaphone.

Jamal admits the initial success of Megaphone was a bit overwhelming. Looking to the next steps, the biggest challenge is creating a business model on the road to sustainability. They are convinced the unique setup for the country – research plus creativity – will allow them to do so.

Despite the obstacles faced in the shrinking space where journalists are intimidated, they are determined to go forward and fight for the ideals they believe in.

“This is our coping mechanism – we resist a reality that does not resemble us by creating our own.”

By Joanna Nahorska

Disclaimer: This article reflects the views of the grantee featured and does not necessarily represent official opinion of the European Endowment for Democracy (EED).

More: Initiative description