Ма’азеф – ведущий музыкальный журнал для арабской молодежи
Созданный после Арабской весны 2011 года музыкальный журнал Ма’азеф стал ведущим тематическим ресурсом для сотен тысяч любителей музыки в арабском мире. Редакторы по всей Европе и в арабском мире используют музыку для освещения деликатных тем - от проблем ЛГБТ до религиозного экстремизма.

Ма'ан Абу Талеб и Мариам Эльнозахи из музыкального онлайн-журнала Ma’азеф, в момент интервью с ЕФД находились в Лондоне и Каире соответсвенно. Для редакции ведущего арабского музыкального журнала это повседневная практика.
С самого начала существования журнала, созданного сразу после Арабской весны 2011 года, редакционная и журналистская команда Ма’азеф рассыпана по всему миру, от Аммана до Туниса, от Каира до Бейрута, от Берлина до Лондона. Именно в этих городах создается и публикуется контент, который активно потребляют сотни тысяч арабскоязычных меломанов по всему Ближнему Востоку и в Северной Африке. Поэтому пандемия Covid-19 не сильно повлияла на работу журнала.
Рожденный в Иордании Абу Талеб отмечает, что он и другие основатели Ма’азеф давно вынашивали планы по созданию музыкального журнала для рабаского мира, а события 2011 года стали символическим "подзатыльником", подтолкнувшим их к действию. Музыка создавала важный фон для Арабской весны, а саундтреком тунисской революции был рэп. После революции начался так называемый взрыв новой политической музыки по всему региону, но никто не мог уверенно описать эту новую волну. Журналистам не хватало знаний и навыков, и когда они описывали эту музыку, они использовали то, что Абу Талеб называет "снисходительным нарративом, построенным вокруг арабского образа жертвы".
Выйти за рамки мифов об арабской музыке
“Никто не освещал эту новую музыку как чисто творечский феномен. Существует давняя традиция арабской музыки, о которой обычно говорят с помощью нескольких стандартных мифов - о золотом веке арабской музыки и кончине традиционной арабской музыки. Мы решили разввеять эти мифы и выйти за их рамки. Например, музыка ша'аби - это стиль, зародившийся в среде рабочего класса в Египте - часто критикуется за слабую моральную составляющую. Мы же хотели найти способ проанализировать музыку, влияющую на жизнь молодежи, в духе конструктивной критики, обсуждая ее успехи и неудачи", - поясняет Абу Талеб.
"Для нас было очень важно нащупать новый способ мышления о музыке. Мы хотели писать на языке арабской молодежи, а не на языке ее родителей или языке Запада. Мы хотели создать команду молодых арабских писателей со свежим взглядом на вещи", - продолжает он.
За последние несколько лет Ma’азеф получил известность благодаря своему освещению молодежной арабской музыкальной культуры и использованию музыки как способа обратить внимание на такие интересующие молодых людей вопросы, как политика, экономика, гендер, гомосексуальность и другие общественные проблемы. Сайт журнала размещает очерки, рецензии на альбоы, а также более короткие обзоры последних релизов. Ma’азеф публикует материалы обо всех популярных музыкальных стилях, таких как махраганат или электроша'аби, а также освещает трэп-музыку в Палестине. На сайт журнала и его страницы в социальных сетях в месяц заходит до 350 тыс молодых людей со всего Ближнего востока и регионов за его пределами.
Не бояться спорных тем
Абу Талеб отмечает, что успех журнала во многом связан с желанием редакции обсуждать спорные темы. Редакция одна из немногих осмелилась раскритиковать запрет иорданским правительством концерта популярной ливанский группы Mashrou Leila, чей вокалист открыто признался в том, что он гей.
Недавно в журнале вышел очерк о том, что называют музыкой джихада нашид. По словам Абу Талеба, журналисты хотели копнуть глубже, чем это делают авторы статей, рутинно осуждающие этот музыкальный стиль. "Мы хотели понят, откуда берется музыка джихада, кто ее слушает и почему. Мы хотели проанализировать, связана ли она с исламом, и каким образом она стала популярной среди террористических группировок и в Исламском государстве", - поясняет редактор.
В рамках подготовки статьи журналисты создали плейлисты с наиболее популярными песнями джихада и поделились ими с пятью популярными музыкантами, попросив тех создать музыкальные ответы. Затем они выпустили так называемый "Джихад микс" с ремиксами извстных песен джихада, которые в том числе включали в себя переделку истории суицидальной миссию в историю прощания с другом или любовницей.
Еще одно не менее спорное досье называлось "Музыка бога". Журналисты исследовали отношение к музыке в исламе и отношение к ней читателей корана. Репортаж вызвал фурор, а египетские и саудовские власти предупредили редакцию, что та не должна выходить за рамки освещения музыки. Вскоре после публикации статьи сайт журнала был взломан.
Сотрудничество с Boiler Room
Эльнозахи, которая называет себя бизнес-девелопером издания, утверждает, что на глобальную сцену журнал вывело сотрудничество в 2019 году с онлайн-платформой Boiler Room и видео 2018 года о популярности трэп-музыки в Рамалле.
Получасовое видео рассказывает о хип-хопе, техно и трэп-музыке в Палестине, которая черпает вдохновение в политических ограничениях и стремится наводить мосты между всеми палестинцами с помощью общего звука и идентичности. 25-летний палестинский рэппер Шабждид (Shabjdeed) - один из лидеров этого движения. Недавнее интервью c Шабждидом и статья про него были просмотрены более 114 тысяч раз. А статью о Ma’adi Cyhper просмотрели более 3 миллионов раз.
Школа молодых музыкальных журналистов
Уже в самом начале издания Ма’азеф Абу Талеб со товарищи поняли, что на рынке мало журналистов, способных писать о современной арабской музыкальной сцене. Поэтому еще в 2013 году они решили основать школу, в которой обучают молодых журналистов писать о музыке.
Сейчас в эту школу могут попасть молодые люди со всего Ближнего Востока. Онлайн-занятия идут в течение двух месяцев. Как правило, набирается группа из 12 студентов, которые должны продемонстрировать любовь к музыке, любопытство и талант в написании текстов по-арабски. Как правило, предпочтение отдается молодежи без журналистского опыта.
Программа курса гибкая и быстро реагирует на новинки в музыке. Основное внимание уделяется обучению написанию текстов. Студентов также обучают тому, как с помощью музыки рассматривать деликатные политические и общественные темы. В конце двух месяцев двух-трех самых многообещающих студентов нанимают журналистами и редакторами контента в Ма’азеф.
Пандемия Covid-19 все же повлияло на некоторые краткосрочные планы Ма’азеф. Редакция надеялась открыть в этом году новый офис в Тунисе. Кроме того, журнал собирался проводить в регионе музыкальные фестивали и конференции, которые пока пришлось отложить.
Эльнозахи называет эти дополнительные активности важной частью амбиций журнала по превращению в финансово независимое от доноров СМИ в ближайшие два года. Ма’азеф также находится в поиске возможностей получения средств от корпоративных спонсоров и надеется в ближайшее время запустить продажу собственных брендированных товаров. Канал журнала в YouTube также набирает популярность. Вскоре Ма’азеф запустит радио, которое должно принести ее сайту новый трафик. Редакция надеется монетизировать этот трафик.
Пока же журналистская работа Ма’азеф ведется без перебоев, а удаленная редакция продолжает создавать качественный контент для своих читателей.