Квадратные столы вместо круглого. Нетипичная НКО из Молдовы
Центр CPR Moldova с самого начала решил что не будет обычной организацией. Активисты решили громко заявлять о несправедливостях и выкрыть лжецов. Для этого нужно было привлечь внимание к неудобной правде, обнажающей ложь.

Основывая Центр Политики и Реформ (CPR Moldova), его учредители Думитру Алайба, Андрей Лютенко и Стефан Гилгор собирались прежде всего обращать внимание на пронизывавшую весь сектор бизнеса коррупцию и пытаться создать в Молдове здоровый инвестиционный климат. ЕФД согласился профинанисровать эту деятельность.
Однако затем ситуация, как это часто бывает в одной из самых бедных и коррумпированных стран Европы, изменилась.
В 2017 году правительство от Демократической партии во главе с олигархом Плахотнюком инициировало поправки в избирательное право. С момента обретения Молдовой независимости в 1992 году в стране была пропорциональная репрезентативная система. Теперь же власти объявили о введении мажоритарной системы. Затем, после переговоров с оппозиционной Социалистической партией (PSRM), была предложена смешанная система, при которой половину мест в парламенте обеспечивала бы пропорциональная репрезентативная система, а вторую половину - мажоритарная система.
Как говорит Андрей Лютенко, "с самого начала было известно, что новая избирательная система должна была обеспечить победу Демократической партии. Они сделали все, что было в их силах, чтобы обеспечить контроль за всеми мэрами и местными властями. Ходили слухи о том, что людей массово запугивали и шантажировали, принуждая их перейти на сторону Демократов. В их руках был весь местный аппарат, с помощью которого они управляли избирательными комиссиями.”
Основатели CPR Moldova решили, что у них нет другого выбора кроме как быстро сменить фокус. Они должны были бороться с таким вопиющим злоупотреблением властью со стороны правительства. Центр получил от ЕФД поддержку смены этого фокуса.
Мы встретились с сотрудниками Центра в офисе организации, расположенном на аллее недалеко от центра Кишинева. Снаружи у этого современного светлого офисного здания, украшенного обложками журнала Нью-Йоркер, был припаркован велосипед. Команда Центра, сидевшая за столом с чашками кофе, молода и динамична. Молодые люди считают себя частью нового типа НКО в Молдове.
"Слишком много организаций в Молдове проявляют чрезмерную осторожность в отношении правительства вне зависимости от действий последнего. Мне кажется, что только если честно обличать ложь, как мы делали с самого начала, можно завоевать уважение людей", - утверждал Андрей Лютенко.
"Мы с самого начала хотели иметь другой фокус, - отметила исполнительный директор CPR Елена Варта, - Обычно в нашей стране не доверяют НКО. Поэтому с самого начала мы решили делать по-другому. Мы хотели работать с людьми, заниматься с ними вопросами, которые по-настоящему их волнуют. Мы без прикрас показывали жизнь такой, какая она есть".
Как утверждает Думитру Алайба, "мы все разделяли общие цели и были единомышленниками. Мы хотели чтобы наша работа была по-настоящему значимой и делали все чтобы наш мессадж услышали: использовали мемы, юмор, блоки, графики, анализ, стратегические документы, колонки в местных и международных СМИ, петиции и запросы информации, общественные дебаты, флеш-мобы и даже протесты. Мы даже несколько раз подавали на правительство в суд". "Мы хотели быть креативными, быть другими, и чтобы нас воспринимали другими. Мы не организовали ни одного "круглого стола". Все наши столы были "квадратными". Мы делали все возможное чтобы привлекать внимание к неудобным вопросам и обращать внимание на ложь", - добавил он.
Свой первый опыт Центр приобрел, борясь с изменениями в избирательном праве. Активисты даже пытались организовать референдум против закона.
"Мы знали, что это была очень сложная тема. Поэтому с самого начала нашей стратегией было упростить ее настолько, насколько это возможно. С помощью видео, инфографики и комиксов мы сравнили смешанную систему с "любовью". Мы поехали по всей стране, чтобы разговаривать с людьми. Мы встречались с ними на рынках и говорили или же проводили опросы о новой системе. Мы сделали символом кампании за референдум martisor - красно-белый молдавский символ весны. Мы знали, что власти следят за нашей деятельностью, и что их очень злили наши действия", - пояснила Елена Варта.
Еще одной темой, которую с большим успехом развивал Центр, были попытки властей вернуть 1 млрд долларов, украденный из резервов Национального банка Молдовы. О краже стало известно в 2014 году.
"Правительство Демократов заявило, что установит на главной площади Кишинева экран, на котором будет показано, сколько денег удалось вернуть, но они ничего такого не сделали. Вместо этого под давлением, исходившим от нас и других организаций, они начали публиковать ложную информацию о ходе расследования. Мы создали собственный ‘Экран на миллиард долларов’, чтобы информировать общественность о том, сколько средств удалось вернуть на самом деле. Курсор пытается подвести к цифре 1, но ему это не удается, и он остается на нуле. Все это было большой ложью, которую продвигало правительство", - отметил Андрей Лютенко.
Недавно Центр обнародовал информацию о коррупции при строительстве нового стадиона в Кишиневе. Планы застройки были одобрены в рекордно сжатые сроки - за две недели - так как олигарх Плахотнюк назвал это важным проектом для города. Контракт получила турецкая компания. Это произошло спустя всего неделю после того, как из страны без надлежащей процедуры депортировали турецких учителей, которые участвовали в кампаниях против Эрдогана. Центр запустил дрон, который передает общественности информацию о строительстве этого стадиона.
У CPR есть и множество других проектов.
Одной из недавних инициатив стал запуск платформы краудсорсинга, собирающей информацию о коррупции по стране.
По словам Елены Варты, "этот ресурс создан для того, чтобы люди информировали о коррупции на местном уровне. Мы запустили платформу в мае, и уже получили более 80 сообщений со всей Молдовы. Нам можно писать анонимно. Мы обобщаем полученную информацию и составляем глобальную картину распространения коррупции по Молдове, а также ведем рейтинг наиболее коррумпированных организаций. Мы хотим создать национальную волонтерскую сеть. Кроме того, мы проводим тесты и квизы с забавными вопросами, чтобы лучше информировать население".
Проектный менеджер Центра Елена Друта обращает наше внимание на чашку с логотипом "zona-zero", стоящую на полке. Это еще один проект CPR, на этот раз - продвигающий идею чистого бизнеса. Организации и частные лица могут стать членами этого проекта и попасть в список на сайте www.zonazero.md, а также разместить соответствующую наклейку у себя в офиса.
Во время нашей встречи собеседники высказывали надежду на недавно сформированное проевропейское правительство под руководством Майи Санду.
Елена Варта описывала этот период как переходный: "Из "революционной" НКО мы превращаемся в организацию, которая может работать с правительством и парламентом, заинтересованными в сотрудничестве с нами. Власти приходят на наши мероприятия, прислушиваются к нашим петициям. Они заинтересованы в помощи с нашей стороны. Они хотят знать, что мы считаем основными проблемами, и как их решать. Но нам все равно нужно оставаться критично настроенными. Несмотря на то, что некоторые из наших друзей стали членами правительства, мы не хотим чувствовать себя слишком комфортно. Если будет повод, мы будем критиковать их действия".
Еще один проект Центра - это онлайн-платформа Подстрекательство к демократии, которая побуждает молодых людей становиться активными гражданами, вовлекаться в поиск и решения проблем, заботящих их сообщества. Недавно Центр организовал Школу демократии для 70 активистов со всей страны.
Центр также занимается мониторингом реформ в области законодательства. На популярном сайте watch.cpr.md ведется мониторинг того, как в Молдове принимают и выполняют законы, насколько прозрачен этот процесс. Сайт публикует статьи на эту тему и тем самым информирует и просвещает граждан.
Недавний вотум недоверия правительству Санду и выход Социалистической партии из коалиции дали ход еще одному политическому кризису. Работа CPR Moldova в этой новой политической реальности стала актуальна как никогда.